Форма обратной связи
Представьтесь *
Введите имя
Email *
Введите адрес эл. почты
Телефон
Введите телефон
Сообщение
Неверный Ввод
Файл
Размер файла не более 1536 КБ
*
Требуется ваше согласение
Валидация (*)
Неверный Ввод
Обратный звонок
Представьтесь *
Введите имя
Телефон *
Введите телефон
*
Требуется ваше согласение
Валидация (*)
Неверный Ввод

Особенности административного судопроизводства

25 Апрель 2016

С 15 сентября 2015года Федеральным законом РФ № 22-ФЗ от 08.03.2015г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ (сокращенно КАС РФ), принятие которого явилось важным этап в реализации, осуществляемой в стране судебной реформы.

Необходимость принятия Кодекса административного судопроизводства вызвано рядом объективных причин: расширением перечня дел, возникающих из публично-правовых отношений, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, принятием целого ряда законов, содержащих указания на судебный порядок, который не имел точно определенной процессуальной формы, связанный с недобровольным помещением граждан в медицинские организации, обжалованием решений квалификационных коллегий о досрочном прекращении полномочий судьи, оспариванием решений экзаменационных комиссий по приему экзамена на должность судьи, ликвидацией партий, общественных организаций и средств массовой информации, а также необходимостью приведения судопроизводства в Российской Федерации в соответствие со стандартами международного права.

Структурно КАС РФ состоит из 365 статей, которые объединены в 9 разделов и 39 глав, устанавливающие общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, применяемые ко всем категориям административных дел, а также особенности производства по отдельным категориям административных дел, установленных в разделе IV Кодекса. Рассмотрение дел осуществляется в судах общей юрисдикции.

В Кодексе определены правила производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, категория дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, за исключением дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов, а также дел, производство по которым регулируется нормами КоАП РФ.

Основной перечень дел, которые судам надлежит рассматривать в порядке, административного производства, составляют дела, включенные в Кодекс из ГПК РФ, к которым добавлен ряд дел, которые ранее в ГПК РФ отсутствовали. Поскольку перечень этих дел является открытым, то в дальнейшем возможно его расширение за счет новых категорий дел.

Общим для всех данных споров является участие, с одной стороны, физических лиц либо некоммерческих организаций, а с другой - органов публичного управления либо структурных образований, осуществляющих от их имени государственные функции. Особенностью Кодекса является то, что он отражает специфику именно административного судопроизводства и вводит специальные термины, "административный истец", "административный ответчик", "административный иск", наряду с обращением «Уважаемый суд» водится новый термин «Ваша честь», вместо обеспечительных мер вводится понятие "меры предварительной защиты прав административного иска", а также вводится упрощенная (письменная) процедура административного судопроизводства.

В качестве основных задач административного судопроизводства в Кодексе указана защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, в условиях доступности и своевременности рассмотрения и разрешения административных дел.

Важным моментом является то, что в Кодексе нашли закрепление основные принципы административного судопроизводства, том числе: принцип независимости судей; осуществление правосудия по административным делам на началах равенства всех перед законом и судом; принцип справедливости и законности; принцип гласности и открытости; принцип непосредственности и устности; принципы состязательности, диспозитивности и истины.

В Кодексе закреплено, что нарушение судом основных принципов административного судопроизводства является основанием для отмена решения, вынесенного судом.

Анализ положений КАС РФ показывает, что его структура в целом соответствует применяемой в других процессуальных кодексах, вместе с тем содержит особенности, которые необходимо знать и учитывать в работе практикующим юристам и иным заинтересованным лицам.

Так, в Кодексе предусмотрено право на ведение дел в суде через представителей, в том числе: законное представительство, общественное и добровольное, предоставляемое на основании гражданско-правового договора, определен перечень дел, где участие представителя обязательно, установлен объем полномочий, предоставляемых представителю, а также определено обязательное требование к представителю иметь высшее юридическое образование.

В Кодексе также указаны основания и перечень мер предварительной защиты по административному иску, если до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление, либо защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер. Поскольку для участников процесса важно не только правильное, но и быстрое разрешение дела и восстановление нарушенных прав в максимально короткие сроки, то рассмотрение дел в судах строго регламентировано по срокам.

В Кодексе закреплен принцип обязательности подготовки каждого административного дела, которая проводится судьей единолично с участием сторон, их представителей и заинтересованных лиц, а также условия и порядок проведения предварительного судебного заседания, которое проводится единолично судьей, проводившим подготовку по делу, с обязательным извещением лиц, участвующих в деле. Важной новеллой правового регулирования рассмотрения административных дел является значительное расширение мер процессуального принуждения, которые включают: ограничение выступления участника судебного разбирательства, лишение участника судебного разбирательства слова, предупреждение, удаление из зала судебного заседания, привод, обязательство о явке и судебный штраф.

С учетом новых реалий в Кодекс установлено, что помимо письменного ведения протокола ведется аудиопротоколирование, предусмотрена возможность стенографирования судебного заседания, а также применение систем видеоконференцсвязи при ведении дел в судах.

В Кодексе содержатся специальные разделы, регулирующие порядок апелляционного, кассационного и надзорного производства по делам, требования к форме и содержанию жалоб, сроки рассмотрения дел, а также особенности пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Выделены в специальный раздел процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом, в том числе порядок исполнения судебного акта, выдача исполнительного листа (дубликата исполнительного листа), разъяснение исполнительного листа, сроки предъявления исполнительного листа к взысканию (восстановление сроков), отсрочка (рассрочка) исполнения судебного акта, изменение порядка и способа его исполнения, поворот исполнения судебного акта.

Отдельно определены вопросы, разрешаемые в ходе исполнительного производства: приостановление, прекращение и возобновление исполнительного производства, оспаривание решений и действий должностных лиц ССП

В целом, необходимо отметить, что принятие КАС РФ соответствует международным стандартам разграничения частного и административного (публичного) права, будет несомненно способствовать совершенствованию нормативной правовой базы, однако не устраняет всех накопившихся противоречий в судебной системе, прежде всего, не была устранена ситуация, когда административное судопроизводство регулируется одновременно тремя кодексами (КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ), что не способствует целостности и повышению эффективности административного правосудия. Поэтому в целях совершенствования и повышения эффективности административного процесса, необходимы дальнейшие усилия со стороны законодательной власти, направленные на систематизацию норм, регулирующих административное производство, перечень споров, возникающих из публичных правоотношений, укрепление процессуальных гарантий, обеспечивающих гражданам, участвующим в деле, действенную судебную защиту прав и законных интересов, повышение доверия к правосудию.

 
Напишите нам